История

Всероссийская федерация художественной гимнастики - федерация единственного олимпийского вида спорта, рожденного в России.

Всероссийская федерация художественной гимнастики Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была создана в 1963 году и многие годы, как структурное подразделение Федерации художественной гимнастики СССР, способствовала развитию в РСФСР художественной гимнастики как самостоятельного вида спорта, укреплению ее материальной базы, совершенствованию методики и практики тренировочного процесса, росту массовости и мастерства.

Общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация художественной гимнастики» (сокращенно ВФХГ) создана учредительной Конференцией 12 сентября 1991 года в Иваново и зарегистрирована Министерством юстиции РСФСР 9 января 1992 года.

Изменения и дополнения в Уставе ВФХГ утверждены Конференцией 16 февраля 1999 года. Минюстом Российской Федерации 12 августа 1999 года выдано новое свидетельство о регистрации ВФХГ.

2 февраля 2001 года на отчетно-выборной Конференции утверждена новая структура Федерации. Появился Всероссийский тренерский совет, Всероссийская коллегия судей, Спортивно-методический совет, Пресс-служба, Комиссия по переходам и Совет ветеранов. Решено создать Попечительский совет и Орггруппу. Избраны новые составы Президиума и Исполкома Федерации.

С.В. Ястржембский - президент Всероссийской федерации художественной гимнастики с 2001 по 2008 г.г.Президентом Федерации избран помощник Президента России Сергей Владимирович Ястржембский.

Главным тренером сборной команды России утверждена Заслуженный тренер страны Ирина Александровна Винер.

Начался принципиально новый этап в работе Федерации. Его цель – укрепление материального положения Федерации, решение всех финансовых и организационных вопросов без привлечения тренерского состава, обеспечение необходимых условий для успешного развития художественной гимнастики в стране, завоевание и укрепление ведущих позиций России в мировой художественной гимнастике.

28 января 2003 года ВФХГ получает «Свидетельство» Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о внесении ее в Единый государственный реестр юридических лиц.

И.А. Винер - главный тренер сборной России с 2001 года10 апреля 2003 года ВФХГ выдан «Аттестат аккредитации» Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту.

Очередная отчетно-выборная Конференция ВФХГ состоялась 15 февраля 2005 года в подмосковном Новогорске. Президентом Федерации на новый 4-летний строй переизбран С.В. Ястржембский. Главным тренером сборной команды России осталась И.А. Винер.

6 декабря 2008 года в Чехове на отчетно-выборной конференции ВФХГ новым президентом Федерации была избрана главный тренер сборной команды России И.А. Винер.

В настоящее время художественная гимнастика культивируется в 63 областях, краях и республиках Российской Федерации.

Юридический адрес Федерации: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, 8. Электронный адрес vfrg2016@mail.ru. Тел.(495) 725-46-10, 725-46-11, факс 725-46-99.


Художественная гимнастика в своем становлении и развитии прошла долгий путь, собрав воедино все самое лучшее из спорта и искусства.

Всем известно, что люди начали танцевать еще в глубокой древности. Танец как способ выражения эмоций и чувств существует на протяжении всей истории человечества. Это связанно с многогранностью танца, сочетающего в себе средства музыкального, пластического, спортивного, эстетического и художественного развития и образования человека. В разные века танец носил специфический для этого времени характер. Танец изменялся и приобретал все новые направления. Позже стали появляться танцевальные студии и студии театрального искусства.

В конце XIX - начале XX века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демени и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие получило признание во всем мире и послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.

Франсуа Дельсарт (11 ноября 1811 - 20 июля 1871, Париж), являясь французским певцом, вокальным педагогом и теоретиком сценического искусства, создал систему выразительной гимнастики для актеров и танцовщиков. Наблюдая за движениями взрослых и детей, которые выражают свои эмоции мимикой и жестами, а также изучая греческое искусство, он систематизировал жесты по их значению, смыслу и эмоциональной окраске. Дельсарт составил таблицы и классифицировал все жесты, в которых то или иное выразительное движение и настроение было отражено чуть ли не с математической точностью. Так, например, только для рук предполагалось 243 разновидности движений. Однако, создавая свою систему жестов, Дельсарт предполагал, что каждому эмоциональному состоянию должно соответствовать определенное положение тела, рук, головы и определенная мимика. Он разработал новые приемы работы над свободой и эмоциональной выразительностью движений человеческого тела, способного передать различные переживания, настроения и мысли человека естественными, а не искусственными движениями. Он учил артистов вкладывать в каждое движение определенный смысл и значение, а не просто поднимать голову, наклоняться, поворачиваться, ходить и бегать. Он требовал от учеников устанавливать связь между движениями, настроением и эмоциональным состоянием человека. Говорил, что мало чувствовать и недостаточно испытать, а необходимо воплотить чувство в движение и выразить пережитое. Большое внимание Дельсарт уделял различной скорости и силе движений, полагая, что это поможет избежать искусственности движений.

Дельсарт видел основу движения в его естественной природе, стремился сочетать гимнастические упражнения с музыкой. Он создаал упражнения, соблюдая следующие принципы:

- слитное включение многих суставов в действие;

- связь между эмоциональным состоянием человека и телодвижениями;

- противопоставленные движения рук и ног при движениях (различные характеры ходьбы, бега).

Все эти идеи и принципы, разработанные Ф. Дельсартом, являются очень ценными для художественной гимнастики и легли в основу базовых движений. Так, волнообразные и пружинные движения художественной гимнастики выполняются на основе принципа слитного включения многих суставов в действие, постепенно переходя от одного звена тела к другому. Различные базовые виды ходьбы, бега и прыжков в художественной гимнастике требуют противопоставленного движения рук и ног при их выполнении.

 

Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865 года, Вена - 1 июля 1950 года, Женева) швейцарский композитор и педагог создал авторскую систему, названную ритмической гимнастикой, в которой он попытался перевести музыкальный ритм в движения человеческого тела. В основу своей системы Э.Ж. Далькроз положил понятие ритма музыки и пластическую реализацию музыки. Музыка и пластика рождаются из ритма. Для воспитания и формирования тела, души, духа и человека в целом необходим наиболее выразительный ритм. Далькроз считал, что приобщиться к тайнам мироздания и приобрести невиданное могущество может только человек, способный чувствовать ритм в своем теле и своей жизни. Танцор должен всегда осознавать внутреннюю связь музыки и движения. И прежде чем приняться за музыку, нужно проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки, научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом. Особенно Далькроз подчеркивал значимость введения ритмики в школьное образование для детей, так как движение является их необходимой потребностью. Он определял ритм как базу для познания любого искусства, в том числе поэзии, скульптуры, архитектуры и музыки. Считал, что музыка имеет общевоспитательное значение, тонизируя поведение человека и успокаивая возбуждение. Далькроз возвращается к античному идеалу гармонично развитой личности - человека. Его цель - привести человека к самопознанию, обрести радость жизни, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и создать ясные представления о своих силах и творческих возможностях. Основополагающие принципы Далькроза: «Музыка должна одухотворять движение тела, чтобы оно воплотилось в „зримое звучание“». «Музыка звуков и музыка жестов должна быть воодушевлена одними чувствами». «Танец» Далькроз определял, как сочетание ритмических движений с помощью которых человек выражает свои чувства. Однако, этого он не находил в классическом танце. Начиная преподавание своей методики с «отхлопывания» ритма и трудно дававшиеся ученикам сочетания длительностей, Далькроз построил свою систему на свободном движении в ритме музыки (ритмическую гимнастику), включая такие предметы как теорию музыки, хоровое пение, сольфеджио, шведскую гимнастику, одушевленную пластику, курс танца и т.п.

Средства, используемые в уроке ритмической гимнастики, схожи с базовыми элементами художественной гимнастики. К таким движениям относятся различные виды ходьбы, бега, прыжков. Используются варианты движений - отрывистое и плавное исполнение, с замедлением и ускорением, в зависимости от музыкального темпа и ритма, совпадающие с каждым звуком музыки. Все подобные упражнения давались в четкой последовательности по степени трудности и были очень разнообразны по форме. Значительное место в системе занятий занимали импровизации под музыку, как индивидуальные, так и групповые, отражающие в движении малейшие изменения мелодии и ритма.

Далькроз изучал и анализировал различные направления, в которых сочетались гимнастические движения с музыкой, получившие распространение в те времена. Он выделил в них как положительное, так и недостатки, что дало возможность сформировать неповторимый стиль своей ритмической системы. В художественной гимнастике такой подход нашел применение и дальнейшее развитие.

Жорж Демени (1850 – 1917) - французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания, основанной на достижениях физиологии и анатомии. Ж. Демени считал, что основным недостатком существовавших в то время систем гимнастики является чрезмерная резкость, прямолинейность и искусственность движений. Основываясь на физиологических процессах, он доказывал целесообразность упражнений на растягивание и расслабление мышц, упражнений, выполняемых с полной амплитудой без продолжительных статических усилий и резких рывков и скованных движений. Он разработал следующие принципиальные требования к физическому воспитанию:

-              гимнастика должна быть динамичной, следует избегать статических упражнений;

-              в движениях необходимо добиваться полной амплитуды. Если одни мышцы полностью напряжены, то противоположные мышцы должны быть полностью расслаблены;

-              движения должны быть естественными,   а угловатые и отрывистые - должны быть исключены;

-              мышцы, не участвующие в движении, должны быть расслабленными;

-              при обучении упражнениям необходимо переходить от известных к неизвестным, от легких к более трудным, от простых к сложным.

Демени доказывал, что увеличивать трудность и интенсивность выполнения упражнений нужно постепенно, не доводя учеников до усталости. Для чего он первый начал определять величину нагрузки: мощность и время работы. Система физического воспитания Ж. Демени была направлена на укрепление здоровья и физических сил, выработку способности работать с наименьшей тратой энергии и воспитание мужества, достижение красоты тела и движений. Основной целью гимнастики для мужчин было воспитание гибкости, силы, ловкости, способности быстро и экономно действовать в любых условиях, а также овладение основными видами военно-прикладных движений. При физическом воспитании девушек Ж. Демени ставил иные задачи, наиболее важными из которых являлись: развитие у женщин грации и изящества, приобретение ими хорошей осанки, гибкости, ловкости, умения двигаться плавно и грациозно. В занятия включались упражнения с булавами, палками, венками и другими предметами, а также движения танцевальных шагов, всевозможные ритмические движения и импровизация. Занятия проводились в основном под музыку, чаще всего взятую из классических произведений.

Все эти утверждения и положения гимнастической системы Ж.Демени являются и сейчас основополагающими для художественной гимнастики. В современной программе спортсменок используются видоизмененные предметы, предложенные Демени, а воспитание гармонически развитой личности, грации, гибкости и красоты движения является основой занятий художественной гимнастикой.

Айседора Дункан (27 мая 1877, Сан-Франциско - 14 сентября 1927, Ницца) - американская танцовщица, основоположница свободного танца. Она понимала танец, как своеобразный вид искусства, отвергала строгие каноны классического балета, стремилась в танце к естественности, слитности воедино танца и музыки. Опираясь на древнегреческое искусство, изучая позы, запечатленные на греческих вазах, А. Дункан заимствовала греческую пластику и хотела воплотить в танце слияние изобразительных, музыкальных и пластических форм. Находя вдохновение в музыке и живой природе, она развивала естественные формы танца и создавала свои движения без стандартных заученных вращений и прыжков. Сочетание музыки и эмоций рождало движения, которые были искренни и естественны, которые шли из глубины ее души. Движения Дункан следовали за музыкой, а не предшествовали ей. Движения ее танца были просты: шаги, легкий бег на полупальцах, маленькие прыжки, естественные остановки и позы, она танцевала босая в легких прозрачных, развивающихся туниках. В танцах Дункан импровизировала, что было вдохновенно и искренне, необыкновенно ритмично, музыкально и неповторимо. Она танцевала под высокохудожественную музыку Чайковского, Вагнера, Шуберта, Бетховена, Моцарта, Шопена и др. Эмоциональная восприимчивость музыки и воплощение ее в движении лежат в основе ее метода. Своим ученицам Дункан стремилась передать умение воплощать в своих движениях волнообразность линий и естественную, прекрасную форму живой природы.

Творчество Айседоры Дункан, передаваясь из поколения в поколение, послужило примером нового подхода и способствовало созданию новых танцевальных направлений.

Значительное влияние творчество Айседоры Дункан оказало и на развитие художественной гимнастики. От спортсменок требуется индивидуальная интерпретация музыки и полная её взаимосвязь с движениями для создания запоминающегося образа. Базовыми движениями художественной гимнастики являются волны, пружинные движения и их сочетания, движения руками и туловищем, различные виды бега, ходьбы и прыжков.

Итак, творческое наследие предшественников - выразительной гимнастики Ф. Дельсарта, ритмической гимнастики Э.Ж. Далькроза, танцевальной гимнастики Ж. Демени и свободного танца А. Дункан получили большую популярность в конце XIX - начале XX века в России. Возникло большое количество студий пластического творчества и театрального искусства:

-   в 1912 г С. Волконский открыл в Петербурге курсы ритмической гимнастики. В студии работали русские преподаватели и специалисты, командированные в Россию Далькрозом;

-     в 1915 г. в Петрограде актриса МХАТ К. Исаченко-Соколова открывает школу пластики и сценической выразительности, где были представлены и пластика А. Дункан, и ритмическая гимнастика Далькроза, и выразительная гимнастика Дельсарта, а также упражнения с предметами – мячом, шарфом и др.;

-   с 1918 г. в Петрограде Е.Н. Горлова, получившая специальное пластическое образование в студии Э.И. Рамбек (ученицы А. Дункан), начала свою педагогическую деятельность в области пластики. Позднее Горлова познакомилась с системой студии «Гептахор» и со студией Д.М. Мусиной, а также занималась ритмической гимнастикой;

-   в 1918 г под руководством Н. Романовой открывается школа ритма, находящаяся в ведении губернского отдела народного образования. Ритмическая гимнастика вводится в школах на уроках физической культуры, и во внешкольное время – как средство художественного воспитания детей;

-   в 1919 г С. Ауэр в Петрограде открыла студию, позже институт совершенного движения. В нем учащиеся получали возможность освоить всестороннюю физическую культуру. Учебный план института был многопредметным и включал акробатику, верховую езду, фехтование, ритмическую гимнастику, характерный танец и т.д.

-   в том же 1919 г. при студии музыкального движения в Институте живого слова начала свою деятельность студия «Гептахор», которая работала над оформлением хореографических спектаклей и концертных номеров. С 1933г. «Гептахор» начал массовую работу с детьми по заданию секции физической подготовки областного совета физической культуры, создавая «систему двигательной гимнастики»;

-   потребность в педагогических работниках привела к открытию в 1920 г. Институт ритма. Основными направлениями программы этого Института были: общепедагогическая подготовка (педагогика, психология, биомеханика), двигательная подготовка (народный танец, пластика, шведская гимнастика), музыкальная подготовка (слушание музыки, пение и музыкально-пластические этюды);

-   в 1920 г. под руководством Д.М. Мусиной начала свою работу студия единого искусства имени Ф. Дельсарта, находившаяся в ведении Главнауки. В ней были представлены практическая, научно-исследовательская и учебная секции, в которой преподавались танец, художественное слово и мимико-пластическая выразительность. В 1923г. студия была расширена за счет введения в учебный план акробатики, гимнастики и ряд теоретических дисциплин. Основная направленность работы студии Д.М. Мусиной заключалась в научном обосновании и практическом осуществлении синтеза разных видов искусства. Однако все поставленные задачи студии осуществить не удалось;

-   в 1921г. основана студия З. Вербовой, которая с 1923 г. получила права Государственной художественной школы. В ней проводили занятия со всеми желающими самосовершенствоваться и готовили педагогические кадры для преподавания физического воспитания. Занятия включали следующие предметы: биомеханику, анатомию, историю танца, историю костюма, общую гимнастику, ритмическую гимнастику, пластику, акробатику, поддержки, характерный танец, пантомиму, импровизацию и постановочно-режиссерскую работу. Позже, З. Вербова приступила к педагогической деятельности в производственных коллективах, а в 1936г. начала работать в качестве сотрудницы доцентуры художественного движения Института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта;

-     с 1923 г. работу по пластике с группой одаренных детей в детской художественной студии развернула Е.Н. Горлова. Тренировки проводились с использованием разнообразных конструкций, а также предметов (лентой, мячом, шарфом и т.д.). Хореографические постановки обязательно сопровождались определенным сюжетным развитием, внеся в свою работу элементы театрализации.

Таким образом, в развитии художественного движения в Ленинграде можно выделить несколько этапов

Первый этап - 1917г. до 1924-1925 г характеризуется разобщенностью представленных школ и их резким противопоставлением друг другу, каждая из возникавших школ признавала только свои принципы. Отдельные конференции, показательные выступления, организованные существовавшими студиями, носили в основном иллюстративный характер.

Второй этап характерен попытками объединения разнонаправленных студий и школ. С 1925 года представители студий начали искать возможности совместной работы друг с другом и со спортивными обществами. С 1926 г. ритмика и пластика отдельных школ стали менее отчетливо противопоставляться друг другу. Образованная в 1927 г. Ассоциация пластических работников основной задачей ставила создание единой системы по всем имеющимся пластическим школам на основе изучения различных видов художественного движения. Но намеченные задачи остались неосуществленными. Однако проявилась объективная потребность в углубленном изучении техники художественного движения и таким образом, наметился определенный стык с физической культурой. В 1929 г. на базе Ленинградского областного совета физической культуры был сделан следующий шаг на пути объединения существующих художественных направлений. В художественном движении использовались разнообразные приемы в работе двигательного аппарата, что вызвало интерес работников физической культуры с целью перенесения художественных и эстетических открытий в физкультурные занятия. Материалы по пластическому движению и ритмической гимнастике включались в учебные пособия по физической культуре.

Третий этап – характеризуется обобщением опыта работы разрозненных школ и студий и переходом к подготовке специалистов в направлении художественного движения. В 1932 г. была образована доцентура художественного движения в Институте имени П.Ф. Лесгафта. Теперь появилась возможность объединить и переработать накопленные материалы в области художественного движения в рамках углубленной методической и исследовательской работы. Основной задачей сотрудников доцентуры являлось создание методического обеспечения и программ, необходимых для систематической подготовки по художественному движению. Научно-исследовательскую работу по направлению художественного движения в начальной школе возглавил методический центр, созданный также в 1932 г. при Ленинградском доме художественного воспитания детей (ЛДХВД). Созданный детский танцевальный коллектив впоследствии превратился в студию художественного движения при ЛДХВГ, а затем во Дворце пионеров. Одновременно при ЛДХВГ педагоги музыкального образования и преподаватели художественного движения повышали свою квалификацию на двухгодичных курсах и в семинарах. Работа специалистов доцентуры института им. П.Ф. Лесгафта и ЛДХВГ велась при взаимной поддержке. Совместными усилиями они осуществляли разработку программ и принципов художественного движения.

Не случайно художественная гимнастика, как вида спорта возникла и сформировалась в Ленинграде, в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Территориально институт соседствовал с выдающимися центрами культуры и искусства – Мариинским театром оперы и балета и консерваторией им. А.Н. Римского-Корсакова, что, естественно, способствовало проявлению большого интереса к музыкальной и танцевальной культуре. Само время требовало новаторства в старых культурных традициях. Еще живо было поколение, воспитанное на культуре «золотого века». Вместе с тем, следует отметить огромный вклад в становление художественной гимнастики Льва Павловича Орлова, первого заведующего кафедрой гимнастики (в 1934 году преобразованной из доцентуры). Он был очень образованным человеком, обладал тонким вкусом и умел воспринимать искусство, поэтому ему было доступно понимание важности эстетической составляющей гимнастики. Возникновение художественной гимнастики оказалось не каким-то новомодным движением, а было естественным продолжением и порослью великой русской музыкальной, танцевальной культуры и искусства.

В 1934 году в Государственный институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта были приглашены руководители самых известных ритмопластических школ в стране. И в этом же году на его базе была открыта Высшая школа художественного движения. Именно этот момент и является официальным началом развития художественной гимнастики, как вида спорта. Основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван «художественной гимнастикой».

В программе обучения значились следующие предметы: художественное движение (художественная гимнастика, музыкально-выразительные этюды и подбор музыкального материала) – 553 часа; характерные, историко-бытовые и народные танцы – 208 часов; история и теория музыки (музыкальная грамота, сольфеджио, анализ музыкальных произведений) – 182 часа; режиссура и исполнительская практика – 178 часов, хоровое пение – 88 часов; изобразительное искусство, декоративное оформление и свет – 40 часов; цикл гимнастики и спорта - легкая атлетика, фехтование и пр.

Планировалось практически реализовать идею объединения физического воспитания с эстетическим, выдвинутой наиболее прогрессивными представителями художественного движения. И в итоге приемных испытаний было набрано более 30 человек (один мужской взвод и два женских).

Преподавательский состав Высшей школы состоял из лучших мастеров своего дела. Первыми преподавателями были: Р.А. Варшавская, А.М. Невинская (представительницы бывшего Петроградского Института Ритма), Е.Н. Горлова, З.Д. Вербова, А.М. Семенова-Найпак (бывшие руководители пластических студий), а также ведущие мастера Мариинского театра. Характерный танец преподавал Сергей Гаврилович Корень (балетмейстер-репетитор Большого театра СССР, известный танцовщик, в будущем заслуженный артист РСФСР); классический танец и постановочную работу ведет Ростислав Владимирович Захаров (балетмейстер Мариинского театра, в будущем народный артист СССР); пластику преподает Паулина Конер (ученица нью-йоркской студии Михаила Фокина); историко-бытовой танец вел Николай Павлович Ивановский (также ученик Фокина, художественный руководитель Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой, в будущем заслуженный деятель искусств РСФСР) и многие другие.

Первыми специалистами, вышедшими из ВШХД (1934-1936гг.), были Татьяна Варакина, Ариадна Томме-Башнина, Юлия Шишкарева, Лидия Красикова-Кудряшова, Анна Ларионова, Татьяна Маркова, Софья Нечаева, Антонина Петрова-Чепкаленко, Г.А. Боброва и др., которые в последствии стали активной силой, гордостью отечественной школы художественной гимнастики и заложили фундамент побед российских «художниц» на мировой арене.

В начальный период формирования художественной гимнастики со стороны сотрудников Ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта потребовалась серьезная практическая, теоретическая и методическая деятельность. Они работали над определением статуса и содержания художественной гимнастики, разрабатывали терминологию, систему упражнений, разрядную классификацию и нормативы, создавали рекомендации по музыкальному сопровождению, единую учебную программу, готовили учебные материалы, предложили правила соревнований и систему проведения состязаний, организовали и провели первые соревнования по художественной гимнастике. Большой вклад в эту деятельность внесли Р.А.Варшавская, Е.Н.Горлова, А.М.Невинская, Е.А. Котикова и другие преподаватели.

Высшая школа художественного движения в 1936 году решением Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту была преобразована в отделение педагогического факультета института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, так как стало ясно, что художественное движение может существовать только при условии слияния его задач с задачами спорта. Студенты переключались на прохождение общего курса обучения по программе института физической культуры и, одновременно, они продолжали целенаправленно специализироваться в художественной гимнастике. Начинается новый этап в развитии художественной гимнастики. Руководство института - профессор Зеликсон Е.Ю. и кафедры гимнастики – Орлов Л.П., убедившись в ценности и перспективности художественно-двигательного воспитания в физической культуре, создали все необходимые условия для его дальнейшей разработки.

С 1936 года кафедра гимнастики Института имени П.Ф. Лесгафта становится центром методической, теоретической и исследовательской работы по художественной гимнастике, в которую активно включались преподаватели А.Н. Ларионова и Ю.Н. Шишкарева. Основной целью было введение художественной гимнастики в систему физической культуры СССР в качестве самостоятельного вида спорта.

В результате были определены общие и частные задачи художественной гимнастики, была продолжена разработка классификации упражнений, упорядочено употребление терминов, определен объем учебного материала, конкретизированы вопросы организации и методики проведения занятий, была разработана единая типовая программа учебных занятий, предложены правила соревнований и система их проведения. Большую помощь в разработке фундаментальных аспектов художественной гимнастики в тот период, оказали Лев Павлович Орлов - заведующий кафедрой гимнастики, и Карл Христианович Грантынь - преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания. Городской комитет по физической культуре также оказывал активную помощь в популяризацию нового вида спорта в Ленинграде. Художественная гимнастика была введена в физкультурную практику, что способствовало образованию новых секций в учебных заведениях, на предприятиях, в коллективах спортивных обществ, а также были организованы детские группы.

Первое соревнование по художественной гимнастике было проведено в 1939 года в Ленинграде. Состязание проходило в рамках личного первенства по произвольной программе и было посвящено Международному женскому дню 8 марта. В 1941 году было проведено второе соревнование (лично-командное первенство) по классификационной программе для I, II и III разрядов и для начинающих. Программа соревнований состояла из обязательного и произвольного упражнений. Обязательное упражнение оценивалось из 10 баллов за технику исполнения, музыкальность и выразительность движения. Произвольное упражнение - из 20 баллов (техника исполнения - 10 баллов; качество составленного упражнения –композиция: оригинальность замысла и разнообразие элементов - 5 баллов и соответствие характера упражнения выбранному музыкальному произведению - 5 баллов). Участницам, набравшим 75% от максимально возможных баллов, присваивался разряд. Присвоение гимнасткам соответствующего разряда проводилось городским комитетом физкультуры и спорта. Эти соревнования открыли широкие перспективы для внедрения художественной гимнастики в физкультурную жизнь всей страны и явились началом ее спортивного пути.

В апреле 1941 года на специальном расширенном пленуме научно-методического совета в Москве А.Н. Ларионова представила доклад, подготовленный преподавателями кафедры гимнастики Ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, «О задачах, содержании и значении художественной гимнастики в системе физического воспитания женщин», подкрепленный показом наиболее типичных упражнений этого вида спорта. Положительный опыт работы по художественной гимнастике в Ленинграде был принят за основу дальнейшего развития художественной гимнастики в стране.

В период Великой Отечественной войны деятельность специалистов по художественной гимнастике полностью не была остановлена. Часть преподавателей была направлена в госпитали, где при помощи лечебной физкультуры они помогали восстанавливать здоровье и боеспособность раненых бойцов. Другие специалисты по гимнастике активно выступали с показательными выступлениями в воинских частях и госпиталях. А в 1943 году в Ленинграде начались занятия по художественной гимнастике во Дворце пионеров под руководством Р.А. Варшавской.

После войны специалисты с новой силой принялись активно развивать художественную гимнастику. С 1945 года снова возобновилась работа в детских спортивных школах и коллективах спортивных обществ. Продолжились занятия в вузах, техникумах и педагогических училищах.

В 1946 году в Ленинграде Розой Абрамовной Варшавской была защищена первая диссертация по художественной гимнастике на тему: «Художественное движение, как часть эстетического и физического воспитания».

Также в 1946 г в Ленинграде состоялось первое после Великой Отечественной войны личное – командное первенство, посвященное Международному женскому дню, в котором принимали участие 80 гимнасток. В будущем эти соревнования стали ежегодными и количество гимнасток, участвующих в них, ежегодно росло. Несмотря на рост популярности художественной гимнастики в её развитии было много искусственно созданных препятствий. В 1946 году в Москве было созвано Всесоюзное гимнастическое совещание, на котором обсуждался вопрос о перспективах развития художественной гимнастики. Воспоминания одной из основательниц этого вида спорта Ю. Н. Шишкаревой (впоследствии заслуженного тренера СССР) свидетельствуют о том, что основными противниками системы художественной гимнастики выступили специалисты из Московского института физической культуры во главе с руководителем кафедры гимнастики А.Д. Новиковым, которые оспаривали право художественной гимнастики на самоопределение. Ошибочность таких суждений была несомненна. Ленинградские специалисты   продолжили разъяснительную работу, обосновывая сущность, особые принципы и методы художественной гимнастики. Но и после этого им не удалось убедить московских коллег. М.Л. Укран, А.Р. Шлемин и И.В. Шефер, а также представители ведомственного ДСО В.Н. Сапожников и В.А. Коваленко по-прежнему отрицали художественную гимнастику как самостоятельный вид спорта. Они создавали атмосферу предубежденности и неверия в перспективы дальнейшего развития этого вида гимнастики. Несмотря на приказ Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту от 22 октября 1946 года об утверждении художественной гимнастики, на Всесоюзной конференции по гимнастике 1948 года в Ленинграде дискуссия о признании самостоятельности этого вида была продолжена. Высказывались мнения о том, что художественная гимнастика должна   стать: либо разделом вольных упражнений в спортивной гимнастике, либо содержанием основной гимнастики для женщин, либо должна войти в оздоровительную гимнастику. Специалисты кафедры гимнастки института им. П.Ф. Лесгафта и актив преподавателей художественной гимнастики Ленинграда выступили на защиту нового, перспективного, красивейшего вида спорта для женщин и решительно отвергли все негативные мнения. В последние дни работы конференции было заслушано сообщение Ю.Н. Шишкарёвой «О содержании и организации соревнований по художественной гимнастике», и о правилах соревнований. Конференцией были утверждены предложенные правила и вынесено решение о проведении соревнований по художественной гимнастике.

Специалисты из других стран (Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и Польши) заинтересовались успехами новой системой физического воспитания и нередко посещали соревнования в Ленинграде с целью ознакомление с содержанием работы. Они также присутствовали и на практических занятиях в Институте имени П.Ф. Лесгафта и консультировались по вопросам организации и методике обучения. С 1947 года стали проводиться матчевые встречи с командами дружественных стран, что привело к развитию художественной гимнастики за рубежом.

В Ленинграде велась активная работа по подготовке и переподготовке кадров. Были организованы многочисленные семинары, курсы и сборы в различных городах и странах. С 1950 года стали издаваться учебно-методические пособия и программы для различных спортивных школ и учебных заведений. Ленинградскими специалистами разрабатывались классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954 и 1956 гг) и правила соревнований (1950, 1951. 1954 и 1955 годы).

Ситуация вновь обострилась, когда в 1952 году президиум Всесоюзной секции гимнастики принял решение об исключении соревнований по художественной гимнастике из всесоюзного календаря, так как она не являлась Олимпийским видом спорта. Также оставался открытым вопрос о включении в соревнования программы для мастеров спорта. И вновь специалисты Ленинградского института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта приложили максимум сил и энергии в борьбе за жизненность художественной гимнастики. В 1954 году гимнастки получили возможность соревноваться по программе для мастеров спорта. С этого времени положение художественной гимнастики, как самостоятельного вида спорта, полностью стабилизировалось. Это способствовало дальнейшему и активному развитию художественной гимнастики на новом уровне в системе физического воспитания страны.

Три первые всесоюзные классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954, 1960 гг.) с подробной записью, рисунками обязательных комбинаций, с нотами музыкально­го аккомпанемента для гимнасток всех разрядов были подготовлены ленин­градскими специалистами. Они же подготовили первые правила сорев­нований 1950, 1951, 1954, 1955 гг.

Первые учебные пособия для институтов фи­зической культуры были изданы в 1965 и 1973 гг. коллективом ленинградских специалистов под общей редакцией Л.П. Орлова. В 1982 году был издан учебник под общей редакцией Т.С. Лисицкой, на­писанный в соавторстве с Е.В. Бирюк, Э.П. Аверкович, М.Е Новик, В.Е Батаен, О.М. Назаровой, Ю.К. Гавердовским.

Первые международные матчевые встречи с командами Финляндии и Швеции были проведены в Ленинграде в 1947 году, а более регулярными они стали с 1955 года. В этих соревнованиях участвовали также команды Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии и Болгарии.

       О существовании художественной гимнастики мир узнал лишь в 1957 году на III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания де­вушек и женщин в Лондоне, когда Ю.Н. Шишкарева познакомила международную общест­венность с этим вводом спорта.

В 1958 году на конгрессе Международной федерации гимнастики (ФИЖ) в Москве был продемонстрирован показательный урок и выступления лучших художественных гимнасток страны. В 1959 году президент женского технического комитета ФИЖ Берта Вилланше посетила чемпио­нат СССР в Москве и побывала на учебных занятиях в ряде секций.

В 1961 году на Гимнастраде в Штутгарте художественная гимнастика была продемонстрирована всем заинтересованным национальным федерациям. В.Г. Батаен, М.В. Лисициан, Т.Т. Варакина подготовили к этому мероприятию доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом этой активной работы стало решение о проведении в 1963 году первых официальных соревнований по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике состоялись 6 декабря 1963 года в Будапе­ште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов соревнований исполнительным комитетом ФИЖ было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I-м чемпионатом ми­ра, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпи­онкой мира по художественной гимнастике. В этих соревнованиях приняли участие 28 гимнасток из десяти стран. Спортсменки соревновались в упражнении без предмета, с предметом и в многоборье. В последующих чемпионатах мира увеличивалось количество спортсменок и стран участниц. Совершенствовались программы соревнований, уточнялись виды многоборья. К 1971 году окончательно определилась структура международных соревнований.

С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике проводились один раз в два года (по нечетным годам). А по четным годам, начиная с 1978 года по 1992 год, проводились чемпионаты Европы. Первой чемпи­онкой Европы стала омская гимнастка Галима Шугурова. С 1992 года чем­пионаты мира и Европы стали проводиться ежегодно (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1- Результаты чемпионатов мира по художественной гимнастике

 

Год

Чемпионат

Город

Количество стран  

Победители и призёры

1963         

I -Будапешт, (Венгрия)      

           

10 стран,

28 гимнасток

Упражнения без предмета:

1.   Людмила Савинкова (СССР);

2.   Татьяна Кравченко (СССР);

3.   Эльвира Аверкович (СССР)

Упражнения с предметом:

1.     Людмила Савинкова (СССР);

2.     Татьяна Кравченко (СССР);

3.     Юлия Трашлиева (Болгария)

Многоборье:

1.   Людмила Савинкова (СССР);  

2.   Татьяна Кравченко (СССР);

3.   Юлия Трашлиева (Болгария)

1965

II Прага (ЧССР)

 

12 стран,

32 гимнастки

Упражнения без предмета:

1.   Татьяна Кравченко (СССР);

2.   Хана Матахова-Боугусовска (ЧССР);

3.   Хана Михегова          (ЧССР)

Упражнения с предметом:

1.    Хана Михегова (ЧССР);

2.    Татьяна Кравченко (СССР);

3.    Лилия Назмутдинова (СССР)

Многоборье:

1.   Хана Михегова (ЧССР);

1.    Татьяна Кравченко (СССР);

2.    Хана Матахова-Боугусовска (ЧССР)

1967         

III Копенгаген (Дания)

 

15 стран,

39 гимнасток (инд.прогр),

10 групп

Скакалка

1.   Хана Ситнянска (ЧССР)

2.   Елена Карпухина (СССР)

3.   Ута Леман (ГДР)

Обруч

1.   Мария Гигова (Болгария)

2.   Елена Карпухина (СССР)

3.   Наталья Овчинникова (СССР)

Упражнения без предмета

1.   Любовь Середа (СССР);

2.   Наталья Овчинникова (СССР);

3.   Крассимира Филлипова (Болгария)

Многоборье

1.   Елена Карпухина (СССР);

2.   Ута Леман (ГДР);

3.   Любовь Середа (СССР)

Групповые упражнения

1.     СССР

2.     ЧССР

3.     Болгария

1969

IV Варна       (Болгария)

 

18 стран,

44 гимнастки (инд.прогр),

15 групп

Упражнения без предмета

1.    Мария Гигова (Болгария);

2.Нешка Робева (Болгария);

2.Румяна Стефанова(Болгария)

Обруч

1.   Мария Гигова (Болгария);

2.   Нешка Робева (Болгария);

3.   Любовь Середа (СССР)

Скакалка

1.Галима Шугурова (СССР);

2.Мария Гигова (Болгария);

3.Нешка Робева (Болгария);

3.Любовь Середа (СССР)

Мяч

1.Галима Шугурова (СССР);

2.Мария Гигова (Болгария);

3.Любовь Середа (СССР)

Индивидуальное многоборье

1.Мария Гигова

2.Нешка Робева       

2.Любовь Середа

2.Галима Шугурова

Групповые упражнения

1.            Болгария

2.            СССР

3.            ЧССР

1971

V Гавана Куба

 

15-и стран, 38 гимнасток (инд.прогр),

9 групп

Лента

1.    Альфия Назмутдинова (СССР);

2.    Елена Карпухина (СССР);

3.    Галима Шугурова (СССР)

Скакалка

1. Мария Гигова (Болгария);

2. Нешка Георгиева (Болгария);

3. Красимира Филипова (Болгария);

3. Елена Карпухина (СССР);

3. Альфия Назмутдинова (СССР)

Мяч

1.   Чо Сундук ( КНДР );

2.    Альфия Назмутдинова (СССР);

2. Галима Шугурова (СССР);

2. Чхве Мёнсим ( КНДР )

Обруч

1. Мария Гигова (Болгария);

2. Красимира Филипова (Болгария);

3. Нешка Георгиева (Болгария)

Многоборье

1. Мария Гигова (Болгария);

2. Елена Карпухина (СССР);

3. Альфия Назмутдинова (СССР)

Группы

1.   Болгария

2.   СССР

3.   Италия

1973

VI Роттердам (Нидерланды)

 

63 гимнастки (инд.прогр),

18 групп

Булавы

1.   Галима Шугурова (СССР);

2.   Наталья Крашенинникова (СССР);

3.   Мария Гигова (Болгария)

Обруч

1.    Мария Гигова (Болгария)

2.    Крассимира Филипова (Болгария);

3.    Нешка Робева (Болгария)

Мяч

1.   Галима Шугурова (СССР);

2.   Наталья Крашенинникова (СССР);

3.   Мария Гигова (Болгария)

Лента

1.   Галима Шугурова (СССР);

2.   Наталья Крашенинникова (СССР);

3.   Мария Гигова (Болгария)

Индивидуальное многоборье

1.            Мария Гигова (Болгария

1.   Галима Шугурова (СССР);

2.   Наталья Крашенинникова (СССР);

Группы

1.   СССР

2.   ЧССР

3.   ГДР

1975

VII   Мадрид (Испания)

 

14 стран, 37 спортсменок. В знак протеста против режима Франко Болгария, СССР и ГДР не прислали своих команд.

6 групп.

Булавы

1.    Кристиана Розенберг (ФРГ);

2.    Кармен Ришер (ФРГ);

3.    Мария Хесус Алегре (Испания

Мяч

1.    Кристиана Розенберг (ФРГ);

2.    Кармен Ришер (ФРГ);

3.    Мария Хесус Алегре (Испания)

Лента

1.   Кармен Ришер (ФРГ);

2.   Кристиана Розенберг (ФРГ);

3.   Бегона Бласко (Испания)

Обруч

1.   Мицуру Хирагути (Япония);

1.   Кармен Ришер (ФРГ);

3. Мария Хесус Алегре (Испания)

Индивидуальное многоборье

1. Кармен Ришер (ФРГ);

2.   Кристиана Розенберг (ФРГ);

3.   Мария Хесус Алегре (Испания)

Группы

1.   Италия

2.   Япония

3.   Испания

1977

VIII

Базель (Швейцария)

 

73 гимнастки (инд.прогр.),

21 группа

Обруч

1.   Галима Шугурова (СССР);

2.   Ирина Дерюгина (СССР);

3.   Кристина Гуюрова (Болгария);

3.Наталья Крашенинникова (СССР)

Мяч

1.   Галима Шугурова (СССР);

2.   Ирина Дерюгина (СССР);

3.    Наталья Крашенинникова (СССР)

Лента

1.    Ирина Дерюгина (СССР);

2.    Кармен Ришер (Испания);

3.    Галима Шугурова (СССР)

Скакалка

1.   Галима Шугурова (СССР);

2.   Зузана Завеска (ЧССР);

3.   Ивета Хавличкова (ЧССР)

Многоборье

1.    Ирина Дерюгина (СССР);

2.    Галима Шугурова (СССР);

3.    Кристина Гуюурова (Болгария)

1979

IX Лондон (Великобритания)

 

 

Скакалка

1.Кристина Гуиорова (Болгария)  

2                     Елена Томас

3=                   Ивета Хавликова     

3=                   Зузана Завеска         

 

1981

X Мюнхен

(ФРГ)

 

 

 

1983

XI

Страсбург

Франция

 

1985

XII

Вальядолид

Испания

 

1987

XIII

Варна

Болгария

 

1989

XIV

Сараево

СФРЮ

 

1991

XV

Афины           

Греция

 

1992

XVI

Брюссель

Бельгия

 

1993

XVII

Аликанте

Испания

 

1994

XVIII

Париж

Франция

 

1995

XIX

Вена

Австрия

 

1996

XX

Будапешт

Венгрия

 

1997

XXI

Берлин

Германия

(только индивидуальный зачет)

1998

XXII

Севилья

Испания

(только командный зачет)

1999

XXIII

Осака

Япония

 

2001

XXIV

Мадрид

Испания

(только индивидуальный зачет)

2002

XXV

Новый Орлеан

США

(только командный зачет)

2003         

XXVI

Будапешт

Венгрия

 

2005

XXVII

Баку

Азербайджан

 

2007

XXVIII

Патры

Греция          

 

2009

XXIX

Миэ

Япония

 

2010

ХХХ

Москва

Россия           

 

2011

ХХХI

Монпелье

Франция

 

2013

XXXII

Киев

Украина

 

2014

XXXIII

Измир

Турция

 

2015

XXXIV

Штутгарт

Германия

 

 

В 1967 году в мировой художественной гимнастике появились соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнени­ям, который состоялся в 1967 году в Копенгагене. Команда групповых упражнений состояла из шести гимнасток. Победили спортсменки Советского Союза. С 1987 года соревнования по групповым упражнениям стали включать два вида: первый - одинаковый предмет для всех гимнасток в команде, второй - два разных предмета. Победителями становились гимнастки: в многоборье и в каждом виде Основную конкуренцию советским гимнасткам оказывали преимущественно болгарские спортсменки (таблица 1).

1980 год был судьбоносным для художественной гимнастики. После завершения Игр XXII Олимпиады в Москве Конгрессе Международного Олимпийского Комитета принял решение о включении художественной гимнастики в олимпийскую семью. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежит Президенту Международной Федерации гимнастики Юрию Евлампиевичу Титову. Выдающийся гимнаст, политик, профессор, чемпион Олимпийских игр как никто другой понимал сущность и содержание нового прекрасного вида спорта для женщин. Он способствовал его популяризации и развитию в мире, был искренне убежден, что художественная гимнастика украсит программу Олимпийских игр.

В 1984 году художественная гимнастика впервые была пред­ставлена в программе Игр XXIII Олимпиады , проходивших в Лос-Анджелесе (США). Первой олимпийской чемпионкой стала Лори Фанг из Канады. В 1988 го­ду на Играх XXIV Олимпиады в Сеуле (Южная Корея) Олимпийской чемпионкой стала советская гимнастка Марина Лобач из Минска. В 1992 году в Барселоне (Испания) чемпионкой Игр XXV Олимпиады стала Александра Тимошенко из Киева (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты индивидуального многоборья на Играх Олимпиад

 

Год

Игры Олимпиады

Медали

Золото

Серебро

Бронза

1984

Игры XXIII Олимпиады

(Лос-Анжелес)

Лори Фанг, Канада

Дойна Стайкулеску, Румыния

Регина Вебер, ФРГ

1988

Игры XXIV Олимпиады (Сеул)

 

Марина Лобач, СССР

Адриана Дунавска, Болгария

Александра Тимошенко, СССР

1992

Игры XXV Олимпиады (Барселона)

Александра Тимошенко, Объединённая команда

Каролина Паскуаль Грация, Испания

Оксана Скалдина, Объединённая команда

1996

Игры XXVI Олимпиады (Атланта)

Екатерина Серебрянская, Украина

Яна Батыршина, Россия

Елена Витриченко, Украина

2000

Игры XXVII Олимпиады (Сидней)

Юлия Барсукова, Россия

Юлия Раскина, Белоруссия

Алина Кабаева, Россия

2004

Игры XXVIII Олимпиады (Афины)

Алина Кабаева, Россия

Ирина Чащина, Россия

Анна Бессонова, Украина

2008

Игры XXIX Олимпиады (Пекин)

Евгения Канаева, Россия

Инна Жукова, Белоруссия

Анна Бессонова, Украина

2012

Игры XXX Олимпиады (Лондон)

Евгения Канаева, Россия

Дарья Дмитриева, Россия

Любовь Черкашина, Белоруссия

 

В 1996 году в Атланте на Играх XXVI Олимпиады худо­жественная гимнастика была представлена двумя дисциплинами: соревнованиями по многоборью в индивидуальных и групповых упражнениях (таблица 2, 3). Чемпионками этих Олимпийских игр стали Екатерина Серебрянская (Украина) и испанские гимнастки групповых упражнений.

 

 

Таблица 3 - Результаты группового многоборья на Играх Олимпиад

 

Год

Игры Олимпиады

Медали

Золото           

Серебро

Бронза

1996

 

Игры XXVI Олимпиады (Атланта)

Испания :

Марта Бальдо

Нурия Кабанильяс

Эстела Хименес

Лорена Гурендес

Таня Ламарка

Эстибалис Мартинес

Болгария:

Ина Делчева

Валентина Кевлиян

Мария Колева

Мая Табакова

Ивелина Талева

Вяра Ваташка


Россия:

Евгения Бочкарёва

Ольга Штыренко

Ирина Дзюба

Ангелина Юшкова

Юлия Иванова

Елена Кривошей

 

2000

Игры XXVII Олимпиады (Сидней)

Россия:

Ирина Белова

Елена Шаламова

Мария Нетёсова

Наталья Лаврова

Вера Шиманская

Ирина Зильбер

Белоруссия:

Татьяна Ананко

Татьяна Белан

Анна Глазкова

Ирина Ильенкова

Мария Лазук

Ольга Пузевич

Греция:

Айрини Аиндили

Эвангелина Христодоулу

Мария Георгату

Захарула Карями

Чариклейя Пантази

Анна Поллату

2004

Игры XXVIII Олимпиады (Афины)

Россия:

Олеся Белугина

Ольга Глацких

Татьяна Курбакова

Наталья Лаврова

Елена Посевина

Елена Мурзина

Италия:

Элиза Бланки

Фабриция Д’Оттавио

Маринелла Фалька

Даниела Массерони

Элиза Сантони

Лаура Верницци

Болгария:

Жанет Илиева

Элеонора Кежова

Зорница Маринова

Кристина Рангелова

Галина Танчева

Владислава Танчева

2008

Игры XXIX Олимпиады (Пекин)

Россия:

Елена Посевина

Татьяна Горбунова

Анна Гавриленко

Дарья Шкурихина

Наталья Зуева

Маргарита Алийчук

КНР:

Суй Цзяньшуан

Цай Тунтун

Чоу Тао

Чжан Шо

Сунь Дань

Лу Юаньян

Белоруссия:

Олеся Бабушкина

Анастасия Иванькова

Ксения Санкович

Зинаида Лунина

Глафира Мартинович

Алина Тумилович

2012

Игры XXX Олимпиады (Лондон)

Россия:

Ксения Дудкина

Анастасия Близнюк

Алина Макаренко

Анастасия Назаренко

Каролина Севастьянова

Ульяна Донскова

Белоруссия:

Марина Гончарова

Анастасия Иванькова

Наталия Лещик

Александра Наркевич

Ксения Санкович

Алина Тумилович

Италия:

Элиза Бланки

Ромина Лаурито

Марта Паньини

Элиза Сантони

Анжелика Савраюк

Андреа Стефанеску

 

Начиная с Игр XXVII Олимпиады в Сиднее российские «художницы» уверенно лидируют на международной арене. Бурному развитию художественной гимнастики в стране во многом способствовали достижения отечественной спортивной науки. Велика роль А.В. Плешкань (кандидата биологических наук, профессора Кубанского университета физической культуры), которая на протяжении многих лет возглавляла группу специалистов, обеспечивающую научное сопровождение подготовки гимнасток. Многочисленные научные исследования по различным аспектам художественной гимнастики активно внедрялись в практику. Более ста кандидатских диссертаций выполнено по различным аспектам этого вида спорта. Первая докторская диссертация защищена в 2013 году Винер-Усмановой И.А. в университете имени П.Ф. Лесгафта на тему: «Интегральная подготовка в художественной гимнастике».

В настоящее время художественная гимнастика культивируется в большинстве регионов Российской Федерации (систематически тренируются более 34600 гимнасток, занимающихся под руководством 2372 тренеров).

.В общероссийской федерации по художественной гимнастике зарегистрировано 70 региональных федераций.

Наиболее полно развитие художественной гимнастики по количеству спортсменок и количеству штатных тренеров представлено в Центральном, Южном,    Приволжском и Северо-Западном федеральных округах России, что позволяет обеспечить непрерывный процесс спортивной подготовки гимнасток высокого класса. Эффективным звеном в системе подготовки резерва для спортивных сборных команд страны являются училища олимпийского резерва. Централизованная подготовка гимнасток сборной команды Российской Федерации осуществляется круглогодично на спортивных базах и учебно-тренировочных центрах.

Успешное выступление российских спортсменок на Играх XXVII, XXVIII, XXIX и XXX Олимпиад свидетельствуют о том, что в нашей стране сложилась научно-обоснованная система подготовки высококвалифицированных гимнасток, которая обеспечивает удержание лидирующих позиций на мировом помосте. Огромный вклад в подготовку лидеров мировой художественной гимнастики внесли Заслуженные тренеры страны – Винер-Усманова И.А., Штельбаумс В.Е., Буянова О.В., Шумилова А.В., Шаталина В.Н., Горбулина Н.М., Янина А.Н., Иваницкая В.А., Тишина Н.Б. и многие другие.

На протяжении 80-ти летнего пути художественной гимнастики специалисты кафедры теории и методики гимнастики Национального государственного университета физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта сопровождают этот красивейший женский вид спорта, помогают преодолевать различные трудности и способствуют его дальнейшему прогрессу.